Владимир Талашко: «Кино становится настоящим, когда в него вложена душа»

В послужном списке актера Владимира Талашко роли в ставших классическими фильмах: «В бой идут одни старики», «Капитан Немо», «Как закалялась сталь», «Русь изначальная», «Подземелье ведьм», «Батальоны просят огня», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Овод», «Дума о Ковпаке» и многих других…

Познакомились мы на фестивале православного кино «Святой Георгий», который проходил в Приморске, в рамках международного кинофестиваля «Бригантина», где Владимир Талашко был председателем жюри.

Молодежь сегодня тупит

- Господин Талашко, вам нельзя выходить на сцену в провинциальных клубах. Не хочу никого обидеть, но после того, как вы в Приморске открыли фестиваль православного кино, и ушли со сцены, случился конфуз: клубная самодеятельность особенно сильно резанула по оголенным нервам публики.

- Ну что ж вы сравниваете, я профи, а здесь, как вы сами справедливо заметили – самодеятельность. Нет ничего страшного в том, что фестиваль «Святой Георгий» самодеятельный, ведь в нем участвуют все, кто хотят и могут, есть инвалиды, люди с различными физическими недостатками. И если такие люди хотят петь, танцевать, декламировать, и самореализовываться – мы должны им помочь раскрыться. Моя задача здесь, как у председателя жюри, повторяет врачебную клятву Гиппократа – не навредить, это главное.

Можно как угодно относиться к самодеятельности, но я абсолютно уверен, что даже плохая самодеятельность лучше, чем если нет никакой. Плохая, если постараться,  может стать хорошей, а если ее нет вообще, то и говорить не о чем. В таком случае, детям негде получить такой замечательный опыт, как контакт со зрителем, выход на сцену, работа с текстом, танцем или песней, и работа над собой, что порождает все вышеперечисленное. Отсутствие такой возможности порождает бездуховность, тупость, самодовольство и духовную инвалидность, которая намного страшнее, чем, если человек без рук или без ног. Без духовности вырастают люди без совести, что, как мне кажется, намного страшнее. А таких моральных уродцев сегодня много.

Не стану отрицать, что сегодня много талантливой молодежи, которая жаждет учиться, но почти вся она сегодня живет по принципу, который в кадре озвучил мой друг и партнер по фильму «В бой идут одни старики» Александр Иванов или Кузнечик: «Подальше от начальства, поближе к кухне».

В фильме это была шутка, а что молодые люди сегодня подразумевают под термином «начальство»? Я думаю, что это не кто-то мифический в погонах, бригадир в колхозе или шеф в дорогом костюме, это даже не министр или президент, а некий духовник, к которому, наоборот нужно припасть, приникнуть, как к женщине, как к хорошей книге, как к умному собеседнику…

А сегодня, не без помощи СМИ, не без помощи плохого современного кино, не без помощи искусственного превращения нашей жизни в базар, толкучку, шопинг, люди перестали читать, ходить в театры, перестали общаться и ходить в гости, перестали припадать к самому главному…

Но что особенно страшно, и это надо срочно, немедленно исправлять – необходимо учить уже не современную молодежь, а их родителей. Не устаю повторять фразу: «Не стыдно не знать, стыдно знать, что не узнаешь», но многие сегодня даже не понимают, о чем это я.

Происходят страшные вещи. Я преподаю, каждые четыре года набираю новый курс будущих телеведущих, и мне постоянно говорят: сейчас другая молодежь и новый курс будет очень сильным, но каждый раз дела обстоят все хуже. Дети не виноваты, просто теперь в ВУЗы пришли дети тех родителей, которые вынуждены были вместо театров, музеев и библиотек посещать базары Одессы, Польши, Турции и Китая. Да, они в сложное время вырастили, одели и обули своих детей, но не воспитали наследников в сокровенном смысле этого слова, а лишь создали оболочки себеподобных, зачастую ленивых и ограниченных, не тянущихся к знаниям и пресыщенных, для которых основной принцип жизни «ты мне – я тебе». А воровать этим оболочкам уже нечего, но как жить без этого – они не знают. И когда ты говоришь им прописные истины, типа: «Люди, учитесь любить бога в душе», они не понимают, о чем речь.

И что отвратительно, их можно понять, они смотрят вокруг и видят: этот никто, а большая шишка на телевидении, этот министр, этот актер, а они такие же как я и даже хуже! И это правда! Поэтому, когда им сегодня говоришь разумные слова, которые мне говорил Бучма, Степанков, Мащенко, Параджанов, Осыка, Тихонов, Смоктуновский, они смотрят на тебя, как на идиота, они, говоря молодежным языком, тупят.

Ассистентка вместо внука

- Со сцены в ДК Приморска, вы сказали фразу: «Когда мы выбирали профессию, мы имели возможность самосовершенствоваться, а современный актер лишен такой возможности». Что вы имели в виду?

- Огромный поток сериального «мыла» лишает современного актера возможности самосовершенствоваться, порождая, простите, обмылков от профессии. Понятно, что даже самый плохой сериал – это стабильный заработок, но какой ценой? Главное в нашей профессии, это не кривить душой, хотя, конечно же, приходится и приходилось, но то, что сегодня происходит – это перебор, это ужасно.

Когда я играл красных командиров, я не кривил душой, эти люди действительно совершили подвиг, и никто в советское время не заставлял меня играть партийцев, поэтому к актерской профессии было огромное уважение.

А сегодня все заменимы, несколько актерских и режиссерских составов стряпают одинаковую серую телереальность. Сегодня не важно сопереживать и чувствовать своего героя, сегодня нужны рейтинги, нужна слава и деньги любой ценой. Это убивает актерскую профессию, это убивает душу.

- Именно поэтому вас так мало на экране?

- Как раз недавно решил снова попробовать себя в роли актера. Думаю, вот теперь мне будет, что ответить на этот вопрос вам, моим студентам, друзьям и родственникам, они уже достали меня, постоянно спрашивая, почему я не снимаюсь, и что вы думаете? Я пришел на пробы, а мне девушка, второй режиссер, говорит: «Я буду подавать текст». Я ее спрашиваю: «А где мой партнер, который играет внука?», а она мне: «Какая разница? Текст буду подавать я!». Я попробовал аргументировать, мол, вы же женщина, это неудобно, но на меня так посмотрели…

- Возможно, вы разочаруетесь, ведь у вас так много характерных выдающихся ролей, но я с детства люблю вашего гарпунера из фильма «Капитан Немо». Как вам удалось сыграть настолько не похожий на себя персонаж, вы же всегда исключительно одухотворенных мужчин играли, а тут такой брутальный мачо?

- Так часто бывает, когда думаешь, что роль проходная, а именно ее, почему-то, все помнят и любят. Когда играл и выстраивал образ, думал исключительно о советских женщинах, которым хотел понравиться и, кажется, у меня все получилось.

- Однозначно!!!

Кино делает из территории Родину

- Как вы думаете, почему у нас так вяло развивается все, что связано с кино? В России, например, богатые люди уже раскусили всю прелесть вложений в искусство, а у нас с этим пока очень туго.

- Только что вернулся с Московского фестиваля Николая Бурляева «Золотой витязь», я в нем каждый год участвую и как гость, и как член жюри, выступаю. И вы правы, в этом отношении у них все более благополучно, потому что этим вопросом, в первую очередь, занимается государство. А у нас пока редкие меценаты, как, например, устроители «Бригантины».

Недавно было так приятно, позвонили коллеги из Москвы и сказали, что российскими министерствами: юстиции, культуры и образования отобраны и рекомендованы, как обязательные для просмотра своими студентами, лучшие 100 фильмов, и один из них - «В бой идут одни старики». Там уже поняли волшебную силу кино, у нас еще нет.

Не скажу, что все у соседей так уж благополучно, есть свои блохи, но главное, там руководство страны понимает, что человека с детства нужно растить гражданином родины, а не территории! У нас здесь, к большому сожалению, пока еще территория, а Родины нет. Разве что у кого-то в душе она еще есть. А так, мы вместе со многими другими народами заселяем некую общую территорию, где живут украинцы, русские, татары. Но для всех нас эта земля должна стать Родиной. Этой великой цели и должна служить культура и кинематограф в первую очередь!

Пива и зрелищ!

- Вас окружает огромное количество умных, тонких интеллигентных людей, на «Бригантине» их в достатке. Как же так вышло, что мимо всего этого великолепия выросло поколение людей, которые не нуждаются в поэзии, в театре, в кино, вообще в культуре?

- Если матери не нужна культура, ее детям она тоже не будет нужна. Если министру просвещения не нужна культура, он сделает все, чтобы она не была нужна народу, на который он обязан работать. Некультурными, невежественными людьми легче править. Кроме того, чтобы стать культурным, нужно прилагать некое внутреннее душевное усилие, а многие сегодня не понимают зачем, ведь деньги, машина, квартира, женщины и прочее уже есть.

- Вы сыграли в огромном количестве великолепных фильмов, общались с выдающимися людьми, с настоящими светочами культуры. Может у вас есть рецепты, как противостоять этому массовому антикультурному общественному демаршу?

- Вы знаете, не так давно я выступал в киевском Доме офицеров. Обычная творческая встреча, это было как раз перед Еврочемпионатом по футболу. И журналисты меня спросили: «А вы бываете на чемпионатах, смотрите выступления нашей сборной?». Я ответил, что не хожу на такие сборища, что меня пугает безликая толпа. Это не народ, это именно толпа, которой, как в древнем Риме, нужно не много – хлеба и зрелищ.

Их животы набили до отвала не очень качественным хлебом, я имею в виду не еду, а духовный хлеб, хотя и с едой, ее качеством, у нас не очень. Теперь им выдали за нечто особенное футбол, после которого они напьются пива, подерутся и продолжат деградировать дальше, но уже не задумываясь над тонкими материями, и почему все это с нами происходит.

Пиво сегодня рекламируют наши ведущие спортсмены, мои коллеги актеры и другие публичные люди, которые не должны этого делать по моральным соображениям, но делают.

Со вкусом у нас беда

- А если вместо футбола толпа больше ничего не хочет?

- Нужно давать людям альтернативу. В этом контексте инициатива Артема Пшонки, губернатора и мэра Запорожья по созданию такого фестиваля, как «Бригантина», очень важна. Я уверен, что финансово кинофест убыточен, но поверьте мне, когда-нибудь золотыми буквами напишут их имена. Они поддержали такое важное дело! Ведь проблема даже не в том, что в Украине нет картин, они есть, и даже очень достойные, но где они в прокате? Кто их видит? Простите, дерьмо видят все, а хорошее кино – нет.

Но я надеюсь, что Украина вскоре повернет голову в сторону кино, тем более, что в России появилось очень много положительных примеров. На фестивале в России я с удовольствием отметил и посмотрел много действительно хороших фильмов, назову  «Дочь», «В тумане», «Орда», «Шляпа профессора», «Пятая пора времени года». Это не просто хорошее кино, оно перспективное, оно глубокое, у нас тоже есть талантливые мастера, но пока все это в Украине, увы, проходит без интереса тех людей, которые могут новые киношные идеи оплатить.

Зрителя сегодня гонят на плохое кино рекламой, попкорном, жвачкой и заставляют смотреть это «мыло». А люди, особенно дети и подростки, не разбираются в таких вещах, да и взрослые уже утратили вкус. Со вкусом совсем беда. Взять хотя бы концерт в честь открытия «Бригантины». На мой, обратите внимание глубоко личный взгляд, это вопиющий случай: поет дивная Ирина Сказина со своей потрясающей философской новеллой о жизни и тут же рядом, встык, полная безвкусица в рамках фестиваля. Ну, неужели непонятно, что этого нельзя делать?!

Пусть простят меня маститые режиссеры, чьи картины годами лежали на полках, но сегодня нам снова нужен цензор, защищающий нас от полной, пошлой и опасной безвкусицы. Кто-то должен взять на себя труд и выкорчевать этот ужас с телеэкранов, книг и театральных подмостков.

Сегодня пора подумать о том, что настало время восстанавливать не только храмы, но и библиотеки в селах и городах, кружки самодеятельности, сельские клубы. Нужно что-то делать, чтобы помочь учителям и восстановить престиж их профессии и ее суть. Сегодня учитель – это какой-то неудачник, ни зарплаты, ни удовольствия, ни престижа.

Мы разучились говорить «спасибо» маме, учителю, богу. Я недавно у своих студентов спрашиваю: «Если человек сделал вам замечание, что нужно сделать?». Мне отвечали все, что угодно: «Быть смелым, быть мужественным, красивым, терпеливым…» и т.д., но никто не сказал, что нужно сказать человеку «спасибо». Никто! Я расстроился, очень.

И это не потому, что сегодняшние студенты плохие люди, их просто никто этому не учил. Я учу взрослых парней подавать руку девушкам, когда они выходят из транспорта, подать пальто и многим другим, абсолютно понятным тонкостям, которые сегодня утрачены.

Ада Николаевна Роговцева, народная артистка, глядя на мои старания со студентами, говорит: «Ты прав, Володя, их теперь не только учить нужно, но и воспитывать». А воспитывать сегодня никто не хочет, это сложно, больно и не всегда результативно, но надо!

Реплики мне подавал Смоктуновский

- Какие компоненты должен включать сценарий, чтобы вы согласились сыграть в будущем фильме?

- Я «испорчен» хорошими сценариями Васильева и Быкова, которые писали о войне так, что мороз по коже, ведь они знали ее не по книжкам, а на личном опыте, они впитали ее дым. Леонид Быков собрал в фильме «В бой идут одни старики» фронтовиков: Смирнова Алексей Макаровича – он был художником-постановщиком, Сацкого, Оноприенко… Потому у него и кино получилось удивительное, правдивое и интересное, с дымком, с атмосферой.

А мы тогда были просто молодые, способные, но начинающие актеры, и что он с нами сделал?! Добавил нам опыт войны, умение вникнуть в образ и переживать его эмоции на экране. Это очень много. Текст на площадке нам подавал Смирнов или сам Быков, а не девушка, какой-то там по счету ассистент режиссера.

Я помню, когда Володя Конкин в картине «Как закалялась сталь» становился на крыло, ему из-под камеры текст подавал режиссер! А Кость Петрович Степанков, мой учитель, со слезами на глазах пел песню: «Там вдали за рекой…». Это он так навеивал атмосферу молодому актеру-салаге Конкину, который собирался сыграть Павку Корчагина. Сегодня такого нет, режиссер сидит в кресле, где написано, что это именно его кресло, а текст подают ассистенты.

Мне в картине «Русь изначальная» сам Иннокентий Михайлович Смоктуновский подавал текст! Подумайте только, сам мэтр! Я даже сегодня говорю об этом с дрожью в голосе! Кто такой был Талашко и кто такой Смоктуновский?! А когда он ночью со мной разговаривал, ел кусок хлеба и уважительно общался, я понимал, как много это стоит. Конечно, это была не оценка того, что тогда делал, а того, что должен был научиться делать.

Было такое, что мне Ледогоров подавал текст. Помню, я ему говорю, что не надо, я сам, а он наотрез отказался, еще и руку мою взял, и держал ее все время, пока крупный план снимали. Быков, помню, тоже держал мою руку во время сложнейшего монолога, гладил ее, а у меня слезы бежали. А сейчас дулю с маслом кто-то бы так смог. Потому и невозможно смотреть это «мыло», оно не трогает, оно не может трогать, потому что в него не вложили душу.

Чай на одном гектаре

- Выдающийся театральный режиссер Анатолий Эфрос, словно предчувствуя грядущий культурный коллапс, писал, что мир постепенно утрачивает глубину и становится поверхностным и плоским, и люди вместе с ним. Как этому можно, и можно ли вообще, противостоять?

- Можно и нужно! Выдающийся русский поэт Маяковский писал, что нужно: «Глаголом жечь сердца людей». А это возможно, только если ты честен и искренен с самим собой. Сегодня мало искренности, все вдруг стали очень набожны, но они только делают вид, что верят. Чиновники стоят в храме и думают: в хорошем ли ракурсе меня снимает камера? Позитивно ли я выгляжу в этом образе в глазах электората? А не слишком ли маленький крест у меня на шее?

Сегодня отдельные мои лжеколлеги рассказывают избирателям, показывая фрагменты из фильма «В бой идут одни старики», что вторая поющая эскадрилья голосует за такого-то кандидата. Я считаю, что это преступление, потому что ни Быков, ни Смирнов, ни Иванов, ни Подгорный с этими людьми на одном гектаре бы чай пить не стали. Не голосует вторая поющая за таких!

Вы не подумайте, что я тут распинаюсь, а сам такой розовый и пушистый, нет, я тоже иногда принимаю участие в политических акциях, но это лично я, Владимир Талашко за кого-то голосую, но при чем тут поющая эскадрилья?

Я все понимаю, можно и нужно зарабатывать деньги, но зачем же предавать самое святое? Сегодня предают и продают все: мечту, любимую, Родину… Не понимая, что расплата будет страшной и неизбежной.

Вот, чтобы молодежь понимала, какой выбор ей предстоит и нужны такие фестивали, как «Бригантина». Кино – это страшная и великая сила! Но эта сила, как никакая другая нуждается в том, чтобы в нее вложили душу.

Беседовала Илона Наныкина
Добавлено: 14-06-2013, 13:46
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх